Прежде чем начать обзор, то сразу хочу провести некую черту. Я не сторонник делать какие-то поблажки играм, смотря на бэкграунд студии, которая эту игру разрабатывала. Ну по типу того, что маленькая студия/не хватило денег и прочее.
Я считаю, что продукт нужно оценивать вне контекста студии. Если игра плохая - значит плохая, хорошая - значит хорошая.
Так вот, сейчас Game Pass просто разрывает игра маленькой студии Aggro Crab из Сиэттла. Игра называется Another Crab's Treasure (для сокращения буду называть её ACT). Вот давайте про неё и поговорим.
А что это за игра-то вообще?
Игра - типичный соулслайк. И когда я говорю про типичный соулслайк, то значит я не ставлю игру в один ряд с Star Wars Fallen Order / Survivor и Stellar Blade, которые якобы тоже являются соулслайками, но от истинного сосалика там только пару механик, и то максимально "аказуаленных".
ACT же истинный соулслайк. Со сбором душ (в игре собирается микропластик), с сохранениями у костров (в игре это ракушки), с сильными боссами и противниками, с не всегда понятной навигацией, где камера и гравитация - ваши злейшие боссы.
Благо здесь сюжет понятно подаётся, но об этом позже.
Поэтому пусть вас не смущает визуал игры, ведь она всё равно будет способна устроить вам жопотёрку и неоднократно.
Сюжет (без спойлеров)
Однозначно в игре очень крутой сюжет, даже с необычными поворотами. На фоне всех блёклых сюжетов из последних игр про апокалипсисы и про избранных, ACB действительно смотрится выигрышно.
Завязка в том, что наш краб-отшельник живёт себе тихо в своём домике. Тут приходит местный представитель налоговой и говорит, что наш краб, оказывается, неплательщик налогов. И забирает у краба дом в пользу местной герцогини. Краб, который политикой не интересовался, естественно охеревает.
В общем-то, крабу и нужно найти дом. Но сюжет очень часто поворачивается на 180 градусов, не теряя своей основной цели, но делая достижение цели ещё интереснее, что очень круто.
Разбавляется сюжет ну просто великолепным юмором и диалогами. Серьёзно, в игре хочется поговорить просто с каждым NPC, даже когда такой разговор необязателен. Ибо тебе действительно интересен лор подводного мира.
В общем, если зайти на сайт к разрабам, где они себя именуют профессиональной студией, однако одна из букв "упала" и болтается, то уже понятно: с иронией и с юмором у ребят всё круто. И этот же юмор и ирония есть в игре.
Боёвка
А вот тут, к сожалению, начинаются огромные проблемы. Во-первых, боссы. Они очень плохо "читаются". Т.е. у них у всех фактически один набор ударов (боковой замах и выпад вперёд). И дело в том, что фактически боссы делают одни и те же удары, но некоторые удары у одного босса быстрее, а такие же удары у другого босса - медленные. И тебе сложно ловить из-за этого тайминг и понимать, какой сейчас будет удар.
Казалось бы, ты победил только что одного босса, привык к его таймингу, и тут появляется другой босс с таким же набором ударов, но тайминг у него уже другой. И ты отвыкаешь от предыдущих таймингов, чтобы привыкнуть к новому. И это по сути к одним и тем же ударам.
Парирование в игре вообще работает непонятным образом. То получается, то не получается. Я почитал обзоры других людей - и да, мало кто разобрался как правильно парировать удары. Многие выбрали путь уклонений, ибо уклонения хотя бы понятно работают. Я отношусь к этим же людям. Потому что парирования работают ну уж очень непонятно.
Но вернёмся к боссам. Они более-менее прикольные в визуальном плане, но что мне очень не нравится ещё в битве с боссами в этой игре - это их дебаффы. Точнее, что они тоже работают непонятным образом. В частности, есть такой дебафф, как испуг. И даже если ты убегаешь от врага в такие моменты, как советует игра, то этот дебафф всё равно тебя накрывает.
И так не только с испугами. То же самое и с грязью, когда постепенно у персонажа отнимается здоровье. Т.е. ты дерёшься, но из-за тамошнего визуала и из-за эффектов (про камеру уж молчу, она здесь работает хуже чем в любом сосалике), ты даже не замечаешь, что ты находишься в грязи и этот дебафф копится.
Боссов и частично парирование обсудили. Теперь сама боёвка. Не ждите здесь прям уж сильного разнообразия. На всю игру - одно оружие, как в Hollow Knight. Не сказать, что это плохо или хорошо, просто как данность.
Небольшого разнообразия в боёвке позволяют добавить только всякий хлам, который наш краб по имени Крилл (забыл его представить ранее) может надевать на себя в качестве ракушки. Например, он может надеть на себя банку колы - и Крилл сможет пускать пузыри во врагов.
Но всё-таки хотелось бы ещё отметить, что у меня как будто персонаж не всегда слушается. Я играл на ИксКоробке с оригинальным геймпадом и часто случалось такое, что я, например, нажимаю удар, а персонаж его делает как будто с какой-то задержкой. То же самое и со всякими прыжками.
А как сам игровой процесс
И вот тут наступает настоящая магия. Несмотря на то, что в игре довольно посредственная боёвка, однотипные враги и боссы, запутанные локации, не всегда удобный платформинг - но игра всё равно тебя затягивает.
Она затягивает сюжетом, диалогами, музыкой (блин, музыка в игре - это просто вышка!), визуал в игре тоже великолепный, особенно когда видишь, как рыбы из мусора сделали, например, собственный город, где вместо дверей - карты, вместо мостов - чеки из кассового аппарата и так далее. А изучать это всё и лазить по локациям с использованием крюка-кошки - сплошное удовольствие.
Выводы
С точки зрения читаемости боссов, однотипных врагов, неудобного платформинга (иногда персонаж может застрять хрен пойми где) и корявенькой боевой системы - игра, скажем так, очень сильно теряет из-за этого в баллах.
Но за счёт крутого визуала, интереснейшего и необычного сюжета, который приправлен действительно оригинальным юмором и небанальными диалогами игра с лихвой компенсирует те недостатки, которые у неё есть.
Делаю видео по созданию игр на Unreal Engine. Мой YouTube: https://youtube.com/@makeyourgame2210