Серия «Музыка»

Как была открыта... вселенная

Странно – как можно открыть вселенную? Она же есть и всегда была! Но всегда ли мы знали об этом? Возможно, вы удивитесь, но нет! О вселенной люди узнали совсем недавно...

Французский астроном Шарль Мессье был неутомимым охотником за кометами. Кометы были его главной страстью. Но – вот незадача! – в объектив его телескопа то и дело попадали какие-то странные «туманные» объекты... Это были не кометы – кометы движутся, а эти объекты были неподвижными. Шарль Мессье даже составил специальный каталог, в который собирал такие вот неподвижные «туманности», мешающие заниматься поиском комет. Но что это были за туманности? Какова их природа?

Как была открыта... вселенная Вселенная, Космос, Туманность, Галактика, Астрономия, Образование, Воспитание детей, Детская литература, Детский журнал, Культура, Длиннопост

Шарль Мессье (1730–1817) и обнаруженные им «туманности»

Мессье это не интересовало, но вот другие астрономы задумались...

Не стоит думать, что происходило это дело в каком-то там «каменном веке». Напротив, тогда уже умели строить очень большие (даже по современным меркам!) телескопы с прекрасной оптикой. И астрономия в те годы была уже наукой весьма точной и серьёзной...

В середине XIX века астрономам на помощь пришли такие мощные средства, как спектрография и фотография, а «туманные пятна» так и оставались туманными пятнами.

Как тогда рассуждали учёные?

1. В небе мы даже невооружённым глазом отлично видим туманную полосу Млечного Пути. В телескоп Млечный Путь рассыпается на миллионы мелких звёздочек. Но возможно ли, что туманности из каталога Мессье, такие как туманность Андромеды, – тоже скопления звёзд? Нет! Потому что ни в какой, даже в самый мощный телескоп, эти туманности на звёзды не распадаются. А значит, мы имеем дело с облаками – скорее всего, облаками светящегося газа.

2. В самые мощные телескопы нашего времени (например, в «Левиафан» Лорда Росса) довольно неплохо видно, что некоторые туманности строением напоминают закрученную спираль. Как можно объяснить такую странную форму газового облака? Скорее всего, это иллюзия, оптический обман. Скажем, даже простой изогнутый кусок проволоки в разных проекциях может давать весьма причудливые формы. Именно этим и объясняется кажущаяся «спиральность» туманностей.

Как была открыта... вселенная Вселенная, Космос, Туманность, Галактика, Астрономия, Образование, Воспитание детей, Детская литература, Детский журнал, Культура, Длиннопост

3. В спектроскоп при наблюдении туманностей явно видна спектральная линия, не принадлежащая ни одному из известных нам химических элементов. Поэтому туманности наверняка содержат неизвестный нам газ – «небулий» (от латинского слова «небула», то есть «туманность»).

4. Какого размера эти облака? Они огромные – наверняка не меньше, чем наша Солнечная Система, а вполне возможно, даже больше. Скажем, туманность Андромеды. Если предположить, что она расположена от нас на расстоянии примерно 200 тысяч астрономических единиц (то есть приблизительно 3,2 световых года), то размеры этой туманности в 6 миллионов раз больше нашего Солнца!

Обратите внимание: все эти рассуждения абсолютно научны и логичны. И именно эти рассуждения излагались и многократно перепечатывались в разного рода учебниках и толстых книгах по астрономии. До сих пор мы говорим: «Туманность Андромеды».

Для учёных того времени туманности были объектами, принадлежащими нашему Млечному Пути, да и собственно вся видимая Вселенная «упаковывалась» в Млечный Путь. Думать иначе казалось дикой ненаучной фантастикой! Галактика была только одна – наука знала это совершенно точно!

Как была открыта... вселенная Вселенная, Космос, Туманность, Галактика, Астрономия, Образование, Воспитание детей, Детская литература, Детский журнал, Культура, Длиннопост

100-дюймовый телескоп Маунт Вилсон

Гром грянул в 1918 году, когда в США в обсерватории на горе Маунт Вилсон построили новый телескоп – рефлектор с главным зеркалом диаметром 2,6 метра. Молодой астроном Эдвин Хаббл занялся изучением тех самых туманностей, с которыми, казалось бы, «всё и так понятно». И новый мощный телескоп позволил «разбить» туманность Андромеды на крохотные звёзды! Более того, среди этих звёзд Хаббл смог обнаружить цефеиды – особые «пульсирующие» звёзды, позволяющие с хорошей точностью определить расстояние до объекта.

Как была открыта... вселенная Вселенная, Космос, Туманность, Галактика, Астрономия, Образование, Воспитание детей, Детская литература, Детский журнал, Культура, Длиннопост

Эдвин Хаббл за работой

Полученные цифры сперва казались полным бредом – но означать могли только одно: наша Вселенная намного больше, чем наша Галактика. Туманность Андромеды – никакая не «туманность», а точно такая же содержащая сотни миллиардов звёзд галактика! До неё не 3.2 световых года, а 2 500 000 световых лет!

Как была открыта... вселенная Вселенная, Космос, Туманность, Галактика, Астрономия, Образование, Воспитание детей, Детская литература, Детский журнал, Культура, Длиннопост

Туманность Андромеды, какой её видели 100 лет назад и какой мы видим её сегодня

Наша Галактика оказалась не единственной во Вселенной. А вступившие в строй в XX веке новые гигантские телескопы позволили нам понять, что галактик во Вселенной как минимум несколько триллионов...

В общем, «в итоге всё оказалось совершенно не так». Здесь стоит задаться вопросом: а насколько точны наши современные знания о Вселенной? Насколько они подробны и безошибочны?

Почему наша Галактика плоская? Как измеряют расстояния до звёзд? Почему Земля вращается? Как устроена бесконечность? Рассказывает журнал "Лучик".

Как была открыта... вселенная Вселенная, Космос, Туманность, Галактика, Астрономия, Образование, Воспитание детей, Детская литература, Детский журнал, Культура, Длиннопост

Познакомиться с журналом (Скачать бесплатно и без регистрации) можно здесь: https://www.lychik-school.ru/archive

Подписаться на журнал на сайте Почты России, купить – на Wildberries
Наш Телеграм-канал: https://t.me/luchik_magazine

Показать полностью 5
Серия Музыка

Почему рок-музыку придумали в Америке?

В этом неожиданном вопросе нашего читателя нам послышалось что-то вроде ревности. (Кстати, в конце этой статьи у нас тоже будет вопрос для рок-меломанов.)

А действительно, почему? Страна у нас очень даже музыкальная. Русскую классику во всём мире хорошо знают, любят, исполняют, записывают. Чайковского или Прокофьева –даже Уолт Дисней в свои мультики вставлял. И современные «экспериментальные» и авангардные композиторы – в мире огромным авторитетом пользуются работы Эдуарда Артемьева или Альфреда Шнитке. В общем, в области классической (академической) музыки Россия всегда была (и остаётся) в первых рядах, не поспоришь.

Музыка к фильмам – вообще отдельный разговор. Геннадий Гладков, Александр Зацепин, Алексей Рыбников...

А вот с рок-музыкой – не сказать, чтобы очень.

Почему рок-музыку придумали в Америке? Рок, Музыка, Классическая музыка, Электронная музыка, Поп-музыка, Хиты, Русский рок, Фолк, Культура, Образование, Детская литература, Детский журнал, Видео, YouTube, Длиннопост

Да, у нас были (и местами есть) музыкальные группы очень неплохого уровня. Но слишком часто то, что они исполняют – увы, вторично. То есть «где-то это уже было». Копия может быть творческой, качественной, блестящей, интересной – но при этом она всегда останется копией. Одна моя знакомая американка, учительница английского, перечисляя любимые рок-группы, назвала «Парк Горького» (он же «Gorky Park»). В ответ на моё замечание, что это русская группа, американка неожиданно воскликнула: «Разве? А я и не подозревала!». В конце 80-х годов автор был ярым поклонником группы «Кино» (как миллионы советских подростков). Дальнейшее знакомство с творчеством групп «Cure» и «Joy Division» стало не очень приятным открытием – обидно, когда «звук» твоей любимой группы придумала не твоя любимая группа...

Но вернёмся к рок-музыке вообще. Перенесёмся лет на 150 назад в прошлое. В Европе тех лет (и в России) та музыка, которую мы называем сейчас «классикой», была очень широко распространённой, единственной, как бы сейчас сказали, «правильной» и «популярной». Уличные музыканты, парковые оркестры и даже бродячие шарманщики исполняли темы и арии из опер Чайковского, Верди и Россини! Знание музыки считалось обязательным признаком «хорошего воспитания», мальчики и девочки из дворянских (и вообще состоятельных) семей непременно учились музыке – причём часто не только игре на скрипке или фортепиано, но и сочинению. Вы, возможно, даже не догадываетесь о том, что прекрасными композиторами были, скажем, Лев Толстой или Александр Грибоедов!

Понимаете? Та музыка, которую мы называем сейчас «серьёзной», «классической», была в то время «массовой», «обыкновенной» и «популярной». Звукозаписи в те времена не было – но вот в нотных магазинах всегда было полно покупателей. Была даже такая профессия – «магазинный пианист», «демонстратор», который перед покупкой нот по просьбе клиентов играл с листа только что изданные музыкальные произведения. Да, существовала и народная музыка – однако считалось, что для «приличного общества» её обязательно должны «причёсывать» и «приглаживать» профессиональные композиторы. Можно, скажем, вспомнить оркестр русских народных инструментов, созданный профессионалом Василием Андреевым. А народная музыка «в чистом виде» в Европе и России была «не в чести». Помните сказку «Волшебное Кольцо» Бориса Шергина, да? «Фи, папа, какой у вас дурной скус! Это ж Ванька из слободки горло дерёт!».

Производство музыкальных инструментов в Европе (и в России) было «мастеровым», «штучным». Стоили профессиональные музыкальные инструменты очень дорого – самый дешёвый Беккеровский рояль (фабрика Беккера, позже «Красный Октябрь» в Санкт-Петербурге) стоил 800 рублей – огромная, совершенно чудовищная сумма! Для сравнения – рабочий тогда получал около 20 рублей в месяц... Примерно столько же – около 20 рублей – на ярмарке стоила хорошая гармонь. В общем, недешёвое удовольствие.

А что Америка? Соединённые Штаты, Канада? А там ситуация складывалась совершенно иная. В Америку в поисках счастливой судьбы ехали все подряд – и англичане, и ирландцы, и немцы, и шведы, и русские, причём в основном люди простые, сущие бедняки. Добавьте сюда ещё множество чернокожих рабов, а ещё многочисленные племена коренных американцев (индейцев). Это был самый натуральный «плавильный котёл», в котором причудливо смешивались совершенно разные культуры, расы, мелодии, музыкальные темы. Причём музыкальные темы простые, с точки зрения «европейской цивилизации» совсем «непричёсанные», примитивные. Народные песни, рабочие песни, церковные протестантские гимны... А вся академическая, «высокая», «истинная» музыкальная культура ехала в Америку из Европы. Помните рассказ О Генри «Пианино»? Старик Кэл Адамс, фермер, отлично разбирающийся в овцах и ценах на шерсть, но ничего не соображающий в «европейских» музыкальных инструментах – вот он, типичный американец тех лет...

Однако Америка тех лет – это ещё и предпринимательство, и технический прогресс! Например, немецкий мастер музыкальных инструментов Генрих Штайнвег вместе с семьёй переехал в Америку в 1850 году – а уже в 1853 году, сменив фамилию на Стейнвей, продаёт своё первое фортепиано. Всего лишь через семь лет под его руководством уже работала огромная фабрика, занимавшая целый квартал. Фирма выпускала по 1800 фортепиано в год – для тех лет цифра просто колоссальная! Таким объёмам европейские производители могли только позавидовать. Многочисленные мастерские производили пианино, гитары, органы для церквей. А когда закончилась Гражданская Война («война Севера и Юга»), когда были распущены ставшие ненужными военные оркестры, то на рынке оказалось огромное количество музыкальных инструментов (прежде всего барабанов и разнокалиберных духовых) по совершенно бросовым, «копеечным» ценам. Совместное музицирование стало массовым, «народным» развлечением. До сих пор в американской музыке существует такой жанр, как «парикмахерское пение» («barbershop singing») – сидели простые американцы в местной парикмахерской, ждали своей очереди и, чтобы скоротать время, пели. Пели совсем не так, «как прописал профессор Римский-Корсаков» в учебнике «Основы оркестровки», пели «по-своему», «не по-европейски», «неправильно». «Ваньки из слободки драли горла» – и из этого постепенно рождалась другая, очень самобытная музыкальная школа:

В Нью-Йорке, между Пятой и Шестой Авеню, на острове Манхаттан пышным цветом расцвели многочисленные нотные издательства и музыкальные магазины – причём, в отличие от Европы, американцы делали ставку не на академические произведения, не на трудную и сложную, требующую долгого обучения музыку. Те самые популярные уличные песенки, незатейливые мелодии, часто в элементарном, доступном даже начинающему музыканту или певцу переложении... А помимо нот, огромной популярностью пользовались «пиано роллы», то есть бумажные ленты для механических пианино. Из каждого магазинчика в этом квартале постоянно доносились звуки музыки – получался ни на что не похожий шум и звон – неудивительно, что квартал стали называть «Тин Пэн Элли» («Tin Pan Alley»), то есть буквально «Аллея оцинкованных сковородок».

Ни Европе, ни тем более России даже не снились масштабы музыкальной индустрии в США! Только между 1900 и 1910 годами одних только рэгтаймов (надеемся, вам знаком хотя бы знаменитый рэгтайм «Жизнь Артиста» Скотта Джоплина?)

...Так вот, одних только рэгтаймов в США за десять лет была издана тысяча восемьсот штук! Не экземпляров, а именно самих рэгтаймов. Кроме того, Америка жадно импортировала ноты, впитывала в себя европейскую музыкальную культуру, а вот из Америки музыка в Европу поступала в мизерных дозах. Ситуация решительно изменилась вместе с началом Первой Мировой войны – сперва в Великобританию, а затем и всё дальше в Европу и Россию начали проникать американские (и латиноамериканские) мелодии и ритмы. «Академические» вальсы, польки и марши неожиданно сменились американскими – немыслимо популярными стали матчиш, фокстрот, танго, чарльстон. В богатую (и щедро платящую музыкантам и композиторам) Америку потянулись многочисленные европейские исполнители. Самый известный в мире «американский классик», Джордж Гершвин – сын еврейских эмигрантов из Одессы. Менее известный у нас Ирвинг Берлин (песню «Белое Рождество» в исполнении Бинга Кросби слышали?)

...Вместе с родителями приехал из Могилёвской губернии... Или знаменитые скрипачи – Иегуди Менухин, Исаак Стерн... В общем, из Америки в Европу ехала музыка, а из Европы в Америку ехали музыканты, композиторы, музыкальные инженеры (тот же Сергеевич Лев Термен, изобретатель первого в мире электронного музыкального инструмента – терменвокса).

Лучшие музыканты и композиторы, «европейцы», «академики» начали немедленно «угловатую» и «непричёсанную» американскую народную музыку облагораживать. Родился тот самый «сладкий звук диснеевских скрипок», модными стали сладкоголосые певцы-крунеры (Бинг Кросби, Фрэнк Синатра и так далее). В мир искусства буквально врываются слова «Бродвей» и «Голливуд». В 30-е годы стремительно набирает популярность звуковое кино (и мультипликация!) – прежде всего американское звуковое кино, американская музыка. А во время Великой Отечественной войны американские фильмы, мультфильмы и музыкальные произведения стали популярными даже в «ультраконсервативном» Советском Союзе. Примерно в это же время (в том числе, как это ни странно, благодаря войне) начинает стираться когда-то чёткая граница между «чёрной» и «белой» американской музыкой. Если в довоенное время американскую музыку делили на чёрную и белую (вспомните ранних советских джазовых музыкантов, которые мазали себе лица жжёной пробкой, чтобы быть похожими «на угнетённых негров США») – то война всё решительно поменяла. Белые начали слушать чёрную музыку, а чернокожие музыканты – наоборот, исполнять «песни белых».

И снова «качнулся маятник». В 1948 году стараниями американского изобретателя Лео Фендера появилась на свет цельнокорпусная электрогитара – инструмент, громкость которого ограничивалась только мощностью усилителя. Через три года тем же Фендером была изобретена бас-гитара, заменившая «тихий» и очень громоздкий контрабас. Вскорее нежные скрипки, многоголосные романтические хоры в стиле «барбершоп» и проникновенные голоса крунеров выяснили, что американской молодёжи хочется чего-то нового, «своего собственного», не настолько «прилизанного», изысканного и европейского.

Названия разных музыкальных стилей – это материал не то что для отдельной статьи, а сразу для целой книги. Однако ближе к началу 50-х годов многие музыканты и музыкальные критики называли «чёрную» музыку словом «ритм-энд-блюз», сокращённо «ар-эн-би». А вот для того, чтобы отличить «белых, играющих и поющих, как чёрные» и было (неизвестно кем, на эту тему до сих пор не утихают споры) придумано слово «рок». То есть изначально «рок», он же «рок-н-ролл» – это тот же самый ритм-энд-блюз, только его исполняют белые музыканты. Скажем, тот же Элвис Пресли. Или Билл Хэйли – который записал в 1954 году ставшую супербомбой двухминутную песню «Rock Around the Clock» – как её, бедную, только не переводили на русский язык... И «Рок вокруг часов», и «Рок весь день напролёт» – в общем, в следующем году эта незатейливая песенка буквально взорвала весь мир.

Кстати, сперва «академические» музыканты (в том числе американские!) приняли рок «в штыки». Причём, что смешно и любопытно, в СССР рок называли «чудовищным и вульгарным порождением буржуазной культуры». А вот в США многие называли рок «секретным оружием коммунистов» и «красной заразой». И неудивительно – потому что в рок-группах часто чернокожие и белые музыканты играли вместе, что по меркам тех лет для американцев считалось «слишком уж чересчур». Песню Чака Берри «Roll Over Beethoven» нещадно критиковали и всячески ругали как американские «официальные» музыканты и критики, так и отечественные. Композитор Никита Богословский даже написал гневную статью, в которой название песни перевёл (неправильно) как «Катись ты, Бетховен». Что у советской музыкальной общественности вызвало самый настоящий культурный шок (Бетховен – это святое). Слушаем с отметки 3:00...

Однако молодёжи эта «новая» музыка сразу же полюбилась. Почему? Она была подчёркнуто вызывающей, «хулиганской». А ещё потому, что эта музыка была «чисто по-американски» проста и доступна. Уже в который раз мы об этом упоминаем – «европейские» академическая музыка, а также «исправленный и причёсанный» европейскими музыкантами «академический» джаз требовали долгого и трудного обучения. А простой как три копейки, сыгранный «на трёх аккордах» рок можно было научиться играть буквально за какую-то пару недель (и «стать местной звездой»)! Электрогитара, усилитель, барабаны. Простые (на грани детской частушки-прибаутки) тексты, простейшая гармония, даже ноты знать не надо, главное – ритм, ритм, ритм! Под эту музыку мог танцевать совершенно любой – и, в отличие от вальса, чарльстона или фокстрота, этому танцу можно было, по сути, не учиться. Нужно просто «включить погромче», и двигаться (взрослые ворчали – «дёргаться»), двигаться, двигаться, до изнеможения, до упаду... Разве могла такая музыка появиться в чопорных «академических» Европе или России? Хотя в дальнейшем (ближе к началу 70-х годов, после так называемого «британского вторжения») рок-музыка начала усложняться, становиться более техничной, «умной» (даже «заумной») и изысканной.

«Ну про Америку мы поняли, – скажете вы, – но как же быть с той же самой чопорной западной Европой? Рок-музыку придумали в Америке, но как же быть с теми же самыми британскими группами? «Битлами», «Роллингами», «Йес», «Ху» или теми же «Джой Дивижн»? А вот тут уже сыграла свою роль идеология – многие советские композиторы всерьёз начинали интересоваться новым музыкальным жанром, и были вполне способны развить его в неожиданном направлении. Но рок-музыку (и американскую, и британскую, и вообще всю) уже прочно «заклеймили» в качестве антисоветской. Карикатуры на «Битлов» и «битломанов» наполнили советскую прессу. Ясное дело, что любое исполнение рок-музыки становилось подпольным «полукриминалом». А музыканты тоже люди, им кушать хочется... Когда же «идейный пресс» убрали во второй половине 80-х годов – то уже практически все «экологические ниши» в рок-музыке были заняты иностранными группами.

Ну а теперь вопрос для рок-меломанов. Ниже пять обложек журнала «Лучик», цитирующие шесть конвертов известных рок-альбомов. (Да, именно так: обложек пять, а конвертов шесть.) Интересно, кто-нибудь назовёт все шесть? Ждём ваши ответы с нетерпением!

Почему рок-музыку придумали в Америке? Рок, Музыка, Классическая музыка, Электронная музыка, Поп-музыка, Хиты, Русский рок, Фолк, Культура, Образование, Детская литература, Детский журнал, Видео, YouTube, Длиннопост
Показать полностью 2 10
Серия Музыка

Две песни, под которые мы весело танцевали, потому что не понимали, о чём в них поётся

Первая называется "Хафанана́". Это песня протеста, песня горечи и угрозы, песня с несчастливым концом. (Даже тональность её – минорная, си-бемоль минор.) А почему же Африк Симон отплясывает так, будто его распирает от радости? Так ведь он африканец! "Больно? Грустно? Задумался? Танцуй!"

Простенький текст песни построен на игре слов, точнее, на многозначности выражения "хафанана". В зависимости от контекста это может означать и "одинаково", "без разницы" – и "да ладно тебе", "успокойся", "хватит".

Перевод сейчас будет, а пока давайте попробуем спеть её на языке оригинала – южноафриканской народности тсонга (с вкраплениям исковерканного английского).

Вступительные "тр-р-р, ча-ча" и "ла-ла-ла" опустим. Если будете чуть-чуть смягчать некоторые согласные (м, н, л) – получится не хуже, чем у Афри́ка Симона!

Дулýнга ни́ми на́нди? Хафанана́.
Ана́на куканэ́ла: Шала-ла́-ла.
Дулýнга ни́ми на́нди? Хафанана́.
Ана́на куканэ́ла: Ша-ла-ла-ла́.

Уэ́нна намми́йна. Хафанана́
Ана́на куканэ́ла: Шала-ла́-ла
Уэ́нна намми́йна. Хафанана́
Ана́на куканэ́ла Ша-ла-ла-ла́

Хей! Ват а ю да́-ю-да?
Дулýнгу Хафанана́...
Ват а ю ди? Ват а да́-ю-да?
Ула-ула науэна́.
Кья!

ПЕРЕВОД: Белый или чёрный? Одно и то же. И тот и другой говорят: ша-ла-ла-ла ("бла-бла-бла"). Ты и я одинаковые. Одно и то же. Оба говорим: ша-ла-ла-ла. (звук выстрела) Эй! Что ты делаешь? Такой же как я, одно и то же... Что ты делаешь, что же ты делаешь? Ну ладно, поговорим...

Последние слова звучат как угроза. То есть белый стреляет в чёрного, и разговор с ним дальше будет не "ша-ла-ла", а "кья" – крик, которым сопровождают удар). Вот под это все и отплясывали.

Тот факт, что эта песня прижилась на европейском рынке как танцевальный хит, напоминает один исторический анекдот, который я расскажу чуть позже, а пока – вторая песня. "Санни".

Для нас "классической" стала, разумеется эта версия:

Однако в оригинале эта песня звучит СОВСЕМ иначе. Послушайте, как исполнял её автор, Бобби Хебб:

Солнце – вчера моя жизнь была дождём.
Солнце – ты улыбнулось, и боль моя утихла.
Пасмурные дни прошли, настал черёд солнечных...
Одно могу сказать точно: я люблю тебя.

Это не о погоде. Бобби Хебб посвятил песню умершему брату, с которым был очень близок. Песня написана, когда он пытался бороться с вызванной смертью брата депрессией. Очень хорошо слышно (и видно – по лицу), что он пытается заглушить боль...

Конечно, текст песни таков, что её можно петь и как весёлую (тональность до минор этому не мешает, только придаёт глубину настроению). И, конечно, танцевали мы под музыку, а не под слова. Да и понимай мы смысл слов – всё равно бы любили! Хафанана...

Кстати, популярный русский романс "На заре ты её не буди" композитора Александра Егоровича Варламова (1801–1848) тоже написан на стихотворение, вызванное к жизни трагическими обстоятельствами. Фет написал его после того, как провел ночь в доме друзей¸ у которых от сердечной недостаточности умирала маленькая дочь...

Зачем я это вспомнил... Неловко теперь возвращаться к Африку Симону и рассказывать обещанный анекдот. Но и заканчивать на печальной ноте неправильно.

Дело было так. В начале ХХ века во время экспедиции в Экваториальную Африку на недавно изобретённый тогда фонограф были записаны песни пигмеев. Валики с записями были привезены в Европу и благополучно позабыты в каких-то музейных запасниках на несколько десятков лет. А потом найдены. К тому времени язык пигмеев был изучен специалистами и стал им понятен. Запись воспроизвели...

(На мгновение поставьте себя на место пигмеев, которым гигантские белые люди велели петь в эту вот трубочку.)

Две песни, под которые мы весело танцевали, потому что не понимали, о чём в них поётся Музыка, Музыканты, Хиты, Популярность, Диско, Песня, Текст песни, СССР, Видео, YouTube, Длиннопост

О чём же там пелось?

– Вот пришли люди, белые, как личинки. А-ха-ха, личинки очень вкусные! Наверное, белые люди тоже вкусные, надо попробовать...

Разумеется, никто никого пробовать не собирался. Просто у пигмеев, так же, как у нас, есть чувство юмора.

Хафанана...

Две песни, под которые мы весело танцевали, потому что не понимали, о чём в них поётся Музыка, Музыканты, Хиты, Популярность, Диско, Песня, Текст песни, СССР, Видео, YouTube, Длиннопост

Подробнее:

Чувство леса и чувство юмора африканских пигмеев. Как звучит водный барабан?

Две песни, под которые мы весело танцевали, потому что не понимали, о чём в них поётся Музыка, Музыканты, Хиты, Популярность, Диско, Песня, Текст песни, СССР, Видео, YouTube, Длиннопост
Показать полностью 3 3
Серия Музыка

«Аль тебе жилося плохо между нами? Или не хватало барахла?»

Больше 400 лет назад, в 1584 году, в Англии была издана книга романтических стихов и песен «A Handful of Pleasant Delights », то есть «Горсть приятных наслаждений». Это был типичный для того времени сборник модных сонетов, романсов и стихотворений о любви. Настоящим «хитом» сборника стала песня «Greensleeues», или «Зелёные рукава».

Согласно красивой легенде, эта песня была сочинена лично королём Англии Генрихом VIII около 1530 года для Анны Болейн, придворной красавицы, в которую король влюбился до безумия. Ради того, чтобы жениться на леди Анне, король развёлся с королевой Екатериной, объявил незаконной родную дочь Марию, рассорился с римским папой, начал войну и даже умудрился сменить в королевстве религию...

«Аль тебе жилося плохо между нами? Или не хватало барахла?» История (наука), Музыка, Песня, Культура, Образование, Детская литература, Воспитание детей, Родители и дети, Что почитать?, Биография, Литература, Зарубежная литература, Детский журнал, Англия, Видео, YouTube, Длиннопост

Генрих VIII и Анна Болейн на охоте

Впрочем, это отдельная история, нас интересует исключительно песня «Зелёные рукава», написанная сходившим с ума от любви королём.

Наверняка вы не раз и не два слышали эту простую, но трогательную и глубокую старинную мелодию. Её часто используют в разных исторических фильмах и спектаклях для того, чтобы создать атмосферу позднего средневековья, английского ренессанса. Послушайте, и вы наверняка вспомните эту мелодию:

Эта мелодия была невероятно популярной. Даже в пьесах Шекспира она упоминается несколько раз – например, в пьесе «Виндзорские проказницы» толстый глупый рыцарь сэр Джон Фальстаф запальчиво восклицает:

"– Да пускай с неба вместо дождя сыплется картошка!
Пусть гром грянет песню «Зелёные рукава»!
Пусть хлещет град из леденцов и метёт сахарная метель!"

В книге «Горсть приятных наслаждений» в песне «Зелёные рукава» «всего» 18 куплетов. Пускай это вас не удивляет – в те времена ещё не придумали такого понятия, как «эфирный формат» с обязательным урезанием песни в 3 куплета и 3 припева с временем звучания не более трёх с половиной минут. Тогда песни (особенно для любимых) могли петь ужасно подолгу. Однако 18 куплетов – это только начало, верхушка айсберга. По оценкам разных исследователей, для песни «Зелёные рукава» было впоследствии сочинено... от полутора до двух тысяч куплетов!

Однако давайте же теперь всё-таки откроем ту самую книгу, изданную в 1584 году, и почитаем, как же страстно, чисто и бескорыстно король был влюблён в прекрасную леди Анну...

«Аль тебе жилося плохо между нами? Или не хватало барахла?» История (наука), Музыка, Песня, Культура, Образование, Детская литература, Воспитание детей, Родители и дети, Что почитать?, Биография, Литература, Зарубежная литература, Детский журнал, Англия, Видео, YouTube, Длиннопост

Сборник "Горсть приятных наслаждений", 1584 год

Первый куплет, само собой, вступительный: "

Увы, любовь моя, ты причинила мне боль,
Отвергнув меня бесцеремонно,
Ибо я любил тебя столь долго,
Наслаждаясь, когда ты была рядом".

В принципе, ничего такого. Человек любит, его отвергают – кому такое легко перенести? Но читаем дальше...

Всегда готов был услужить,
Чтобы исполнить любую твою прихоть.
Я оплатил все твои расходы, и повседневные, и земельные,
Чтобы завоевать доброе отношение и любовь".

Обратите внимание на «земельные расходы».

Купил тебе я головной убор из трёх перьев,
С тончайшей и модной вышивкой.
Я предоставил тебе и жильё, и богатый стол,
Что весьма опустошило мой кошелёк".

Кхм... Ничего не напоминает? «Кольца и браслеты, шляпки и жакеты – разве я тебе не покупал»...

«Аль тебе жилося плохо между нами? Или не хватало барахла?» История (наука), Музыка, Песня, Культура, Образование, Детская литература, Воспитание детей, Родители и дети, Что почитать?, Биография, Литература, Зарубежная литература, Детский журнал, Англия, Видео, YouTube, Длиннопост

Согласитесь, вряд ли это похоже на современное представление о настоящей любви? Читаем дальше:

Купил тебе я три лучших нижних юбки
Из самой тончайшей ткани, какая только может быть.
Купил я ожерелье из драгоценных камней,
И всё это я потратил на тебя!

В следующем куплете изнывающий от любви автор поёт про «платье из прекраснейшего белого шёлка с золотой вышивкой», потом про «пояс с шитьём из красного золота, весь обсыпанный жемчугами», потом про «лучшего коня из моих конюшен, чтобы ты ездила, куда хотела», и в конце концов риторически восклицает (а может, даже слезу пустил?):

И кто оплачивал все эти удовольствия,
Которыми ты пользовалась и которые тебе так нравились?
Именно я – которому ты отказала
И презренно отвергла предложенную любовь...

История Анны Болейн оказалась в итоге крайне печальной и трагичной – сперва она всё-таки уступила королю и тайно обвенчалась с ним, а в 1533 году официально стала королевой Англии. Казалось бы – вершина, предел мечтаний, «весь мир у твоих ног»! Но всего лишь через три года (1536) король Генрих леди Анну разлюбил, обвинил в колдовстве и государственной измене, приказал судить и казнить.

И уже одаривал шелковыми юбками, расшитыми золотом платьями, бриллиантовыми украшениями, поместьями, породистыми жеребцами и драгоценными головными уборами другую женщину, которую звали Джейн Сеймур...

«Аль тебе жилося плохо между нами? Или не хватало барахла?» История (наука), Музыка, Песня, Культура, Образование, Детская литература, Воспитание детей, Родители и дети, Что почитать?, Биография, Литература, Зарубежная литература, Детский журнал, Англия, Видео, YouTube, Длиннопост

"Концепция изменилась": Генрих VIII, Джейн Сеймур и их сын, будущий король Эдуард VI, ставший героем книги Марка Твена "Принц и нищий". (О нём мы скоро расскажем тоже)

Правда, мы не знаем – пел ли он для неё песню «Зелёные рукава» или всё-таки уже нет? Как считаете? Гм... И, эх... невозможно же удержаться!

«Аль тебе жилося плохо между нами? Или не хватало барахла?» История (наука), Музыка, Песня, Культура, Образование, Детская литература, Воспитание детей, Родители и дети, Что почитать?, Биография, Литература, Зарубежная литература, Детский журнал, Англия, Видео, YouTube, Длиннопост
Показать полностью 5 2

Жил-был у бабушки серенький козлик. Необычная история детской песенки

Эту песенку в России знают все. Выражение «рожки да ножки» прочно вошло в память языка, стало элементом национального культурного кода. Однако вот вопрос: а откуда она взялась? Можем ли мы это установить? Оказывается, можем.

Жил-был у бабушки серенький козлик. Необычная история детской песенки Культура, Образование, Воспитание детей, Детская литература, Общество, История России, Музыка, Воспитание, Дети, Детский журнал, Длиннопост

Начнём с музыки. Мелодия «Серенького козлика» – явно танец, считается на «раз-два-три, раз-два-три», очень похоже на вальс, только какой-то «прыгающий». Может быть, народный, старинный? Отличное предположение – это действительно старинный народный танец с трёхдольным размером, только не австрийский вальс, а польская мазурка!

В 1864 году итальянский композитор Цезарь Пуни поставил в Петербурге балет «Конёк-Горбунок, или Царь-Девица». В последнем акте балета танцоры исполняли дивертисмент – танцы двадцати двух народностей, населявших Российскую Империю. Польша в те годы входила в состав России, так что польский танец в этом дивертисменте есть. Это именно мазурка, и, услышав её мелодию, вы от удивления подпрыгнете – потому что это... тот самый «Серенький козлик», только в исполнении большого симфонического оркестра!

Сейчас для нас с вами мелодия «козлика» не имеет никакой национальной окраски – но русского человека середины XIX века она мгновенно переносила в Польшу (в точности как сейчас лезгинка моментально и безошибочно отправляет нас в сторону Кавказских гор).

Теперь текст.

Впервые в русской литературе текст этой песенки встречается в пьесе И.С. Тургенева «Месяц в деревне» (1850 год). Её поёт доктор Шпигельский (заметим, польская фамилия!) Лизавете Богдановне:

Шпигельский. Если вам непременно хочется знать мое мнение насчет Натальи Петровны, Веры Александровны, господина Беляева и вообще здешних жителей, слушайте же, я вам спою песенку. У меня голос прескверный, да вы не взыщите.

Лизавета Богдановна (с удивлением). Песенку!

Шпигельский. Слушайте! Первый куплет:

Жил-был у бабушки серенький козлик,
Жил-был у бабушки серенький козлик,
Фить как! вот как! серенький козлик!
Фить как! вот как! серенький козлик!

Жил-был у бабушки серенький козлик. Необычная история детской песенки Культура, Образование, Воспитание детей, Детская литература, Общество, История России, Музыка, Воспитание, Дети, Детский журнал, Длиннопост

Доктор Шпигельский и Лизавета Богдановна в постановке "Месяца в деревне" театром Вахтангова

Ну, а теперь просто факт.

То, что песенка эта изначально польская, – не догадка и не гипотеза: один из вариантов текста песенки сохранился в найденном в Санкт-Петербурге рукописном сборнике начала XVIII века «Старинные польские песни». В 1913 году этот сборник был переиздан под названием «Dawne pieśni polskie. Pokłosie z rękopisów petersburskich» («Давне пещни польске. Поклосье з ренкописуф петерсбурских» – «Старинные польские песни. Подборка из петербургских рукописей»).

Жил-был у бабушки серенький козлик. Необычная история детской песенки Культура, Образование, Воспитание детей, Детская литература, Общество, История России, Музыка, Воспитание, Дети, Детский журнал, Длиннопост

Первая строчка "Козлика" из "Петербургской рукописи"

Там мы можем найти и оригинальные ноты песенки (кстати говоря, они ну очень не похожи на ту мелодию, которая известна нам, но чего вы хотите – 300 лет прошло!), и польский оригинал текста:

Była babusia domu bogatego,
Miała koziołka barzo rogatego.
Fiu tak, pfleik tak, barzo rogatego...

И так далее. (Слово «бардзо» («очень») пишется именно как «barzo», а не «bardzo», – это орфография польского языка начала XVIII века.) Попробуем перевести...

Перевод:

Жила бабушка из богатого дома,
Был у неё козлик с большими рогами.
Фиу так, пфлейк так, с большими рогами...
Тот козлик был очень толстый
Съел у бабуси тысячу кочанов капусты|
Взяла бабуся прочную дубовую палку
Прогнала козлика в ближнюю дубраву
Бегает бабуся по дорогам,
А найти не может, остались только рога
От того сильно она раcстроилась,
Что так печально потеряла козлика
Тогда позвала к себе дорогих гостей
Прийти на поминки со всей округи
В одном роге пива наварила
А во второй мёду нацедила
Пейте, ешьте, мои дорогие гости,
Да за козлика просите Господа Бога
Пусть за него злые волки просят,
Которые по лесам шкуру его носят
Вот и случилось и бабули две беды
Козла испугала, гостей разозлила.

Как видим, в оригинале взаимоотношения бабушки с козликом совсем не такие идиллические, как в русском варианте...

Почему и каким образом эта польская песенка в середине XIX века попала в коренную Россию и стала там популярной?

Точного ответа никто не знает, однако у исследователей есть веские основания предполагать, что это связано... с политикой!

Жил-был у бабушки серенький козлик. Необычная история детской песенки Культура, Образование, Воспитание детей, Детская литература, Общество, История России, Музыка, Воспитание, Дети, Детский журнал, Длиннопост

1830 году в Польше началось восстание против российского владычества. Было оно долгим, кровавым, и закончилась полным поражением. Польша, до этого имевшая автономию, была превращена в обычную российскую провинцию, многие участники восстания и сочувствующие им были арестованы и сосланы в Россию – кто в Астрахань, кто в Оренбург, кто на Кавказ, а большинство в Сибирь. В результате сформировалась весьма многочисленная польская община – причем в большинстве ссыльные поляки были людьми образованными, интеллигентными. Это были студенты, преподаватели, писатели, врачи, армейские офицеры. Их охотно брали на работу в качестве домашних учителей и воспитателей. Вполне вероятно, что именно от польских ссыльных нехитрая песенка про козлика запомнилась сперва российским детям, а потом – и всем остальным.

Как устроена бесконечность? Для чего человеку совесть? Можно ли измерить добро и зло? Рассказывает "Лучик" – познавательный бумажный журнал для школьников и их родителей.

Жил-был у бабушки серенький козлик. Необычная история детской песенки Культура, Образование, Воспитание детей, Детская литература, Общество, История России, Музыка, Воспитание, Дети, Детский журнал, Длиннопост

Познакомиться с журналом можно здесь: https://www.lychik-school.ru/archive/
Наш Телеграм-канал: https://t.me/luchik_magazine Присоединяйтесь!

Показать полностью 5

Формализм, жёлтая рубашка и эксперимент в метро

"Чем соната отличается от концерта?"
Вопрос читателя

"Вот вопрос... Вы же убиваете меня этим вопросом!.."

Формализм, жёлтая рубашка и эксперимент в метро Музыка, Музыканты, Классическая музыка, Культура, Образование, Музыкальная школа, Воспитание детей, Детский журнал, Классика, Формализм, Видео, YouTube, Длиннопост

Ну ладно. Начнём с таких понятий, как форма и формализм.

С формой я познакомился в шесть лет, когда пошёл в музыкальную школу. Заниматься можно было в чём угодно, а вот на концерты и экзамены надо было обязательно надевать нарядную форму. Лакированные сандалии, чёрные бархатные шорты, белые колготки, белую рубашку и – о ужас! – огромный блестящий бант на грудь.

Мне этот костюм (особенно бант) решительно не нравился. Учительница объясняла, что «ты должен быть одет, как настоящий артист» и «почувствовав себя настоящим артистом, ты непременно сыграешь лучше». Я учительнице верил – и не верил одновременно. Потому что никаким артистом я себя не чувствовал, а чувствовал какой-то ряженой куклой. И что в обычных джинсах и свитере сыграл бы точно так же, а может, и лучше.

С формализмом я познакомился в той же музыкальной школе, в четвёртом классе. Я доставал ноту «до» третьей октавы, и меня сделали солистом хора. Петь мне очень нравилось. А потом был большой концерт к какому-то празднику, и нам было велено прийти в белых рубашках. А я из своей сильно вырос, и пришёл не в белой рубашке, а в жёлтой. Учительница страшно накричала на меня и выгнала из зала, сказав, что солировать будет Лёша Никитин, мой приятель и одновременно соперник. Я спустился в раздевалку, забрал пальто и ушёл домой. И на хор больше не ходил.

Формализм в искусстве – вещь страшная. Скажем, приходит в редакцию поэт Пушкин и говорит:

– Здравствуйте! Я тут стихотворение написал, «Я помню чудное мгновенье».

А ему в ответ:

– У вас, Александр Сергеевич, отступ первой строки от края листа три сантиметра, а надо пять. И вообще, у вас пиджак застёгнут не на ту пуговицу. Так что никуда ваше стихотворение не годится, до свидания!

Я не хочу сказать, что форма, стандарт, шаблон – это всегда плохо. Нет. Иногда это замечательно – скажем, в производстве болтов и гаек. Но когда наши соседи в Евросоюзе начинают принимать стандарты длины и кривизны огурцов (вырастил огурец «не той формы» – не дадут продать), это, уж извините, никуда не годится.

Вот теперь можно ответить на вопрос уважаемого читателя: чем отличается соната от концерта? (Кстати, спасибо вам за этот вопрос.)

Да ничем! С точки зрения нормального человека – абсолютно ничем. Концерт – произведение академической музыки для одного или нескольких инструментов. И соната – произведение академической музыки для одного или нескольких инструментов. В концерте три части. И в сонате тоже три части. В концерте первая часть быстрая, вторая медленная, третья снова быстрая. И в сонате первая часть быстрая, вторая медленная, третья снова быстрая!

И ни один нормальный человек, услышав впервые незнакомое классическое произведение, не сможет сказать наверняка, что прозвучало – концерт или соната.

«Но соната – она обязательно для какого-то одного инструмента, а концерт – он обязательно для какого-то инструмента с оркестром!» – скажет кто-то... Да бросьте. Скажем, в той же музыкальной школе многие юные скрипачи играют си-минорный концерт для скрипки и фортепиано Оскара Ридинга. Нет там никакого оркестра и не было.

И наоборот, у Альфреда Шнитке есть такое произведение, как «Соната для скрипки и камерного оркестра».

Кто-то может предположить: «Концерт длинный, а соната короче» – и тоже ошибётся. Та же «Апассионата», то есть соната номер 23 Бетховена, звучит около двадцати минут (все три части).

А типичный концерт Вивальди для скрипки – те же самые три части – звучит около десяти минут.

Но бывает и наоборот. В общем, длительность звучания тут никакой роли опять же не играет.

Но это всё – с точки зрения нормального человека.

А вот если бы мы задали этот вопрос профессору консерватории, то он бы стал рассказывать про «сонатную форму», в которой обязательно должны быть экспозиция, разработка и реприза, а в экспозиции должны быть главная партия, связующая партия, побочная партия и заключительная партия, и что главная и заключительная партии всенепременно должны быть в основной тональности, а побочная – в доминантовой...

У вас уши ещё в трубочку не свернулись, нет? Если нет, профессор добавит, что в концерте чаще всего используется сонатная форма с двойной экспозицией...

«Что это за муть, что за бред? – спросите вы. – Где понятное объяснение?» Ну, по большому счёту да, муть и бред. И вообще – великий французский драматург Жан-Батист Мольер говорил на эту тему самую правильную в мире вещь:

Все эти правила представляют собою сущий вздор и существует только одно-единственное правило – надо писать талантливо!

Но музыка – это очень древнее искусство, очень консервативное, и некоторые музыканты (и просто люди, любящие музыку) иногда просто до тошноты обожают весь вот этот вот формализм. И могут писать толстые книжки, в которых будут долго и подробно объяснять, почему «Шахерезада» Римского-Корсакова – это именно симфоническая сюита, а не «просто симфония». Или чем хардкор отличается от металкора, а металкор – от кроссовер-трэша. Или чем гангста-рэп отличается от фристайл-рэпа, а джаз-фанк от сити-фанка, и почему итало-диско это «круто», а евро-диско это «отстой»...

Ну, а если нужно «простое объяснение» – тогда так. Включаем телевизор, канал «Культура», и:

  • Если на экране видим симфонический оркестр и дирижёра – это наверное симфония. Хотя необязательно: может быть и увертюра, и симфоническая сюита, и даже просто вальс Штрауса.

  • Если видим симфонический оркестр, дирижёра и солиста (за роялем, или со скрипкой, или с виолончелью, или двух солистов, или даже трёх) – это скорее всего концерт.

  • Если видим одного пианиста, или скрипача и пианиста, или какого-то другого музыканта и пианиста, и произведение длинное – это может быть соната. Хотя может быть и концерт. Или вариации. Или рондо. Или что угодно!

  • Если на экране видим двух скрипачей, альтиста и виолончелиста – это струнный квартет. Что они играют – да пёс его знает, снова всё что угодно.

  • Если на экране видим одинокого скрипача (без пианиста, оркестра и так далее) – то на сегодняшний день 99.99% вероятности, что это будет либо партита си-минор Баха, либо каприсы Паганини (шучу, но в каждой шутке сами знаете...).

А вообще, не заморачивайтесь на эту тему. Мы как-то рассказывали в «Лучике» про жестокий, но очень показательный эксперимент, который провели американский журналист Джин Вейнгартен и выдающийся скрипач Джошуа Белл.

Белл (к тому моменту уже мировая звезда) оделся «по-простому» («не в белую рубашку»), взял свою скрипку (работы мастера Антонио Страдивари, стоимостью 14 миллионов долларов) и стал играть партиту Баха (вторую, ре-минор) в подземном переходе метро. Вот это событие зафиксировано на видео:

И те самые люди, которые наверняка знают, чем концерт отличается от сонаты, которые отдавали огромные деньги за билеты на концерты Белла, те самые люди, которые с одухотворёнными лицами рассказывают друг другу о том, «как прекрасна классика», – проходили мимо. Видеокамера зафиксировала всё до мелочей: за 45 минут мимо скрипача прошло 1097 человек, только семь из них остановились послушать музыканта, и только одна женщина узнала его...

В общем, друзья, слушайте музыку, наслаждайтесь музыкой, любите музыку – но, ради Бога, не ставьте форму выше содержания!

С любовью,
журнал "Лучик"

Формализм, жёлтая рубашка и эксперимент в метро Музыка, Музыканты, Классическая музыка, Культура, Образование, Музыкальная школа, Воспитание детей, Детский журнал, Классика, Формализм, Видео, YouTube, Длиннопост

Познакомиться с журналом, бесплатно скачав и полистав разные номера журнала, можно здесь: https://www.lychik-school.ru/archive/

Выписать журнал с доставкой в почтовый ящик – на сайте Почты России

Канал "Лучика" в "Телеграм": https://t.me/luchik_magazine
Страница "Лучика" "ВКонтакте": https://vk.com/lychik_magazine

Показать полностью 2 6

С чего началась классическая музыка?

Классическая музыка начинается с XVII–XVIII веков, с эпохи барокко. Хотя эпоху Возрождения тоже были знаменитые (и выдающиеся!) композиторы: Антуан Бюнуа, Томас Таллис, Джованни Палестрина, Орландо Лассо... Но об их существовании, как правило, знают только специалисты. А имена Баха и Генделя слышали все. Почему?

Мысленно перенесёмся на 100 лет назад, на концерт классической музыки. Как вы думаете, сильно ли будет отличаться этот концерт от современного? Вообще не будет!

Хорошо, перенесёмся теперь на 200 лет назад, во времена Бетховена и Шопена. И снова мы не заметим никаких изменений. Перенесёмся на 300 лет назад и даже на 400 – и опять практически та же самая картина! Отличия, конечно, будут, но совсем небольшие.

С чего началась классическая музыка? Музыка, Культура, Музыканты, Образование, Воспитание детей, Детский журнал, История (наука), Научпоп, Длиннопост

Но вот если мы «прыгнем» на 500 лет назад, в XVI век, то всё поменяется до неузнаваемости. Музыка вдруг станет по-настоящему «старинной» – примерно такой, как в разных фильмах про замки, волшебников, королей и принцесс. Исчезнут привычные нам инструменты: скрипки, виолончели, гобои. Зато появятся инструменты, о которых, возможно, вы никогда слыхом не слыхивали: цитры, орфарионы, волынки, колёсные лиры (хурди-гурди), виуэлы, виолы, тамбурины, шалмеи...

(Хотите послушать, как она звучала? У нас есть об этом статья с образцами средневековой и даже более древней музыки: «Как звучала древняя музыка?»)

Между эпохой Возрождения и эпохой барокко в музыке словно бы произошла революция, после которой музыка превратилась уже в привычную нам «классическую».

С чего началась классическая музыка? Музыка, Культура, Музыканты, Образование, Воспитание детей, Детский журнал, История (наука), Научпоп, Длиннопост

Слева направо: шалмей, тамбурин, орфарион

Начнём с музыкальных инструментов. В эпоху Ренессанса, как и в Средневековье, музыкальные инструменты были такими, какими их придумал мастер. У той же самой виолы могло быть и четыре струны, и шесть, и восемь, и двенадцать, и даже двадцать четыре!

Какой формы должен быть корпус музыкального инструмента? Какого размера? А как решил мастер, так и будет. Или как музыкант заказал мастеру. А как настраивать струны? А снова – как захотел музыкант, так и настроил.

С чего началась классическая музыка? Музыка, Культура, Музыканты, Образование, Воспитание детей, Детский журнал, История (наука), Научпоп, Длиннопост

В эпоху барокко появилось понятие стандарта музыкального инструмента. Скажем, возьмите скрипку XVII века – сильно ли она отличается от современной, из музыкального магазина? Да практически не отличается! Те же самые форма, размеры, толщина дек, те же самые четыре струны – «соль», «ре», «ля» и «ми». То же самое касается кларнетов, гобоев, виолончелей – да всех музыкальных инструментов вообще!

В эпоху Ренессанса конструкция многих музыкальных инструментов была примитивной, несовершенной, поэтому на них можно было извлекать только определённые (не все!) ноты. Очень многие инструменты (особенно духовые) могли воспроизводить ноты, принадлежащие, говоря современным языком, только одной тональности. Поэтому в эпоху Ренессанса самым идеальным, несравненным, богатым музыкальным инструментом считался человеческий голос, и большинство музыки того времени – это музыка вокальная, не та, которую играют, а та, которую поют. Занятия музыкой в те далёкие времена – это прежде всего занятия пением.

С чего началась классическая музыка? Музыка, Культура, Музыканты, Образование, Воспитание детей, Детский журнал, История (наука), Научпоп, Длиннопост

В эпоху барокко благодаря работам выдающихся математиков (и музыкантов) Винченцо Галилея и Андреаса Веркмайстера появился современный музыкальный строй (так называемый равномерно темперированный). Усложнилась конструкция музыкальных инструментов, на них стало можно играть в разных тональностях. Техника игры также существенно усложнилась – теперь уже музыкальные инструменты могли исполнять такие партии, какие невозможно спеть голосом! Поэтому в эпоху барокко на первое место выходит инструментальная музыка – не та, которую поют, а та, которую играют.

С чего началась классическая музыка? Музыка, Культура, Музыканты, Образование, Воспитание детей, Детский журнал, История (наука), Научпоп, Длиннопост

Винченцо Галилей. Титульный лист трактата «Диалог о старинной и современной музыке» (1581)

В эпоху Ренессанса собрать ансамбль – и тем более оркестр! – из музыкантов было ой как непросто. Музыкальные инструменты у каждого свои, да ещё могут быть настроены в разных тональностях, попробуй тут сыграй вместе... Потому и ансамблевая музыка в те времена была крайне своеобразна – например, пение (человеческий голос главнее всего!) под аккомпанемент лютни и тамбурина (разновидность бубна). К концу эпохи Возрождения стали появляться более-менее «настоящие» ансамбли – консорты, но ансамблевая музыка была довольно простой. Инструменты играли одну и ту же мелодию (унисон) или, в лучшем случае, вели голоса «параллельными линиями».

С чего началась классическая музыка? Музыка, Культура, Музыканты, Образование, Воспитание детей, Детский журнал, История (наука), Научпоп, Длиннопост

Пьеро делла Франческа (1420–1492), "Поющие ангелы"

В эпоху барокко инструменты стандартизировались и уже могли играть в разных тональностях. А значит, собрать ансамбль стало проще пареной репы. Сколько нам нужно скрипачей? Два? Четыре? Десять? Да сколько хотите!

Именно в эпоху барокко возникают привычные нам жанры оркестровых музыкальных произведений – скажем, «концерт для скрипки с оркестром» или «соната для флейты, гобоя и клавесина». Композитор уже заранее мог выбирать, на каких инструментах будет исполняться та или иная музыка, писать специально для ансамбля или даже оркестра из специально выбранных инструментов! И, конечно же, ансамблевая музыка при этом стала намного сложнее – различные голоса начали «переплетаться» между собой, «противопоставляться» друг другу.

С чего началась классическая музыка? Музыка, Культура, Музыканты, Образование, Воспитание детей, Детский журнал, История (наука), Научпоп, Длиннопост

Во времена Ренессанса нотная запись была, с современной точки зрения, крайне небрежной. Композиторы часто не обозначали длительности нот, темп, тональность, музыкальный размер, не ставили тактовые черты. Взяв в руки ноты того времени, современный музыкант может даже растеряться – вроде бы понятно, «что играть», но вот «как играть», совершенно непонятно.

С одной стороны, это давало музыканту тех времён полную свободу – дескать, вот тебе мелодия (тема), а дальше придумывай, как тебе интереснее. Но с другой – музыкант мог и такого напридумать, что от замысла композитора оставались «рожки да ножки».

С чего началась классическая музыка? Музыка, Культура, Музыканты, Образование, Воспитание детей, Детский журнал, История (наука), Научпоп, Длиннопост

Ноты эпохи Возрождения. Антуан Бюнуа (1430–1492), "Месса"

Во времена барокко появились ноты современного типа – строгие, в которых максимально точно и чётко обозначено, где, как и когда играть ту или иную ноту. В какой тональности, в каком темпе. Именно поэтому в современных музыкальных школах дети играют произведения Баха и Генделя – потому что и Бах, и Гендель записывали свои произведения нотами практически точно так же, как это делаем мы сейчас!

А вот ноты того же Томаса Таллиса или Антуана Бюнуа не то что мальчик или девочка в музыкальной школе – их и профессор консерватории не всегда сможет расшифровать...

Ну хорошо. Вы спросите: если критерием классической музыки является стандартизация нотной записи и инструментов, то, получается, песня «Я морячка, ты моряк», которую можно записать нотами и исполнить хоть на гобоях с виолончелями, – это тоже «классическая музыка»?

А это уже другой разговор. Чем и почему отличается современная популярная музыка от музыки классической, мы рассказывали в статье «Почему нужно слушать классическую музыку и как начать?»

С чего началась классическая музыка? Музыка, Культура, Музыканты, Образование, Воспитание детей, Детский журнал, История (наука), Научпоп, Длиннопост

Также ранее мы рассказывали: Как звучала древняя музыка?

С чего началась классическая музыка? Музыка, Культура, Музыканты, Образование, Воспитание детей, Детский журнал, История (наука), Научпоп, Длиннопост

Изобретатель современных нот Гвидо д'Ареццо и средневековые ноты песни "Кукушка" (Из статьи "Как звучала древняя музыка")

Подписывайтесь на журнал «Лучик» в Телеграм: https://t.me/luchik_magazine

Показать полностью 10

«Чижик-пыжик» в легендах, письмах и фотографиях

Это стихотворение, конечно, нельзя полностью цитировать в детском журнале. Мы и не будем. Разве что так:

Чижик-пыжик, где ты был?
На Фонтанке . . . . . . . . пил
Выпил . . . . . выпил две
Закружилось в голове.

«Чижик-пыжик» в легендах, письмах и фотографиях Культура, Санкт-Петербург, Чижик-пыжик, Фольклор, Музыка, Пётр Чайковский, Алехин, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Родители и дети, Воспитание, Детский журнал, Видео, YouTube, Длиннопост

Это чижик! (Вдруг кто-нибудь забыл, как он выглядит...)

Обычно эти стишки поются под музыку: «Ми-до-ми-до, фа-ми-ре… Соль-соль-соль, ля-си-до-до-до!»

Существует легенда, будто бы сочинил это «ми-до-ми-до» сам Пётр Ильич Чайковский... Откуда она взялась?

«Чижик-пыжик» в легендах, письмах и фотографиях Культура, Санкт-Петербург, Чижик-пыжик, Фольклор, Музыка, Пётр Чайковский, Алехин, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Родители и дети, Воспитание, Детский журнал, Видео, YouTube, Длиннопост

Пётр Ильич в разные годы жизни

В Санкт-Петербурге есть крохотный памятник Чижику-пыжику. Вернее, памятничек… Он расположен на набережной реки Фонтанки, неподалёку от дома № 6, в котором когда-то располагалось Императорское училище правоведения. В нём готовили государственных служащих.

«Чижик-пыжик» в легендах, письмах и фотографиях Культура, Санкт-Петербург, Чижик-пыжик, Фольклор, Музыка, Пётр Чайковский, Алехин, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Родители и дети, Воспитание, Детский журнал, Видео, YouTube, Длиннопост

Дом № 6 по Набережной Фонтанки (бывшее Училище правоведения) и памятник Чижику-пыжику

В этом училище с 1852 по 1859 год учился будущий композитор Пётр Ильич Чайковский.

«Чижик-пыжик» в легендах, письмах и фотографиях Культура, Санкт-Петербург, Чижик-пыжик, Фольклор, Музыка, Пётр Чайковский, Алехин, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Родители и дети, Воспитание, Детский журнал, Видео, YouTube, Длиннопост

Выпускники Училища правоведения, 1859 г. Чайковский седьмой слева в первом ряду. Узнали?

Студенты училища носили зелёные мундиры с жёлтыми петлицами и обшлагами (отворотами рукавов) – якобы за это их называли «чижиками». А зимой вместо суконной треуголки носили пыжиковую (из оленьего меха), вот и получается «чижик-пыжик»…

«Чижик-пыжик» в легендах, письмах и фотографиях Культура, Санкт-Петербург, Чижик-пыжик, Фольклор, Музыка, Пётр Чайковский, Алехин, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Родители и дети, Воспитание, Детский журнал, Видео, YouTube, Длиннопост

Будущий чемпион мира по шахматам Александр Александрович Але́хин (именно Алехин, а не "Алёхин"!) тоже учился в Училище правоведения. На фотографии он в той самой пыжиковой треуголке

Вот поэтому петербургские экскурсоводы рассказывают, будто в песенке про Чижика-пыжика описываются похождения не птички, а студента Императорского училища правоведения! Ну, а если в этом училище учился сам Чайковский, то кому же, как не ему, сочинить мотивчик?..

Правдоподобно? Вполне!

Но разбивается эта версия в пух и прах одним-единственным письмом, написанным издателем Александром Ефимовичем Измайловым своему племяннику Павлу Лукьяновичу Яковлеву в 1825 году, за девять лет до открытия Училища правоведения...

«Чижик-пыжик» в легендах, письмах и фотографиях Культура, Санкт-Петербург, Чижик-пыжик, Фольклор, Музыка, Пётр Чайковский, Алехин, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Родители и дети, Воспитание, Детский журнал, Видео, YouTube, Длиннопост

Александр Ефимович Измайлов (1779–1831)

В этом письме приводится эпиграмма на Николая Ивановича Гне́дича – первого русского переводчика поэмы Гомера «Илиада»… Эпиграмма такая: «Гнедич, Гнедич, где ты был? На Кавказе спинку мыл. Вымыл разик, вымыл два, освежилась голова». (Имеются в виду целебные минеральные источники на Кавказе. Ну, и в оригинале не "спинку", а немного другое слово, уточнять не будем.)

«Чижик-пыжик» в легендах, письмах и фотографиях Культура, Санкт-Петербург, Чижик-пыжик, Фольклор, Музыка, Пётр Чайковский, Алехин, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Родители и дети, Воспитание, Детский журнал, Видео, YouTube, Длиннопост

Николай Иванович Гне́дич (1784–1833) и одна из старинных каменных ванн, в которых он «мыл спинку» (то есть принимал целебные минеральные ванны)

Как видим, стишок про Чижика (или какой-то другой, очень на него похожий) был хорошо известен уже в 1825 году… К сожалению, других источников, в которых он бы цитировался, нам пока не известно.

Ну, а история про то, что мелодию песенки сочинил сам Пётр Ильич Чайковский, скорее всего, просто выдумка. Хотя всякое бывает… Помните Серенького козлика, который жил-был у бабушки? Известную нам музыку к этой песенке как раз сочинил взаправдашний композитор…

«Чижик-пыжик» в легендах, письмах и фотографиях Культура, Санкт-Петербург, Чижик-пыжик, Фольклор, Музыка, Пётр Чайковский, Алехин, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Родители и дети, Воспитание, Детский журнал, Видео, YouTube, Длиннопост

Композитор Цезарь Пуни (1802–1870), которому мы обязаны мелодией «Серенького козлика»

Но об этом как-нибудь в следующий раз...

Канал "Лучика" в "Телеграм": https://t.me/luchik_magazine
Страница "Лучика" "ВКонтакте": https://vk.com/lychik_magazine

«Чижик-пыжик» в легендах, письмах и фотографиях Культура, Санкт-Петербург, Чижик-пыжик, Фольклор, Музыка, Пётр Чайковский, Алехин, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Родители и дети, Воспитание, Детский журнал, Видео, YouTube, Длиннопост

Бесплатно скачать и полистать номера журнала "Лучик" можно здесь: https://www.lychik-school.ru/archive/ Выписать журнал с доставкой в почтовый ящик – на сайте Почты России

Показать полностью 9 1
Отличная работа, все прочитано!