Приветствую всех, особенно своих подписчиков!
Ого, вас набралась уже целая тысяча!
Я рад, что смог заинтересовать своими скромными постами такое количество народа.
Это повод писать и дальше о вещах, как правило, любопытных.
Давайте сегодня поговорим об Индии.
Ах, Индия. Страна контрастов.
Небоскрёбы Дели и лачуги Варнаси, одно из самых развитых фармакологических производств и горожане, стирающие бельё у уличной колонки, там же и принимающие душ.
Священные воды реки Ганг, несущие обожжённые трупы, священные коровы и бродячие собаки.
Фотографии, отражающие как блеск, так и нищету этой страны - они известны многим, более того, многие побывали в Индии в отпусках и воочию видели эти контрастные пейзажи.
Многовековая история, художественные промыслы, кровавые века войн.
Не покривлю душой, если скажу, что оружейная часть индийского воинского искусства - одна из самых разнообразных в мире.
Помните "Маугли" Киплинга?
Он уронил золото на пол и сделал шаг вперёд. Всё подземелье было устлано слоем золотых и серебряных монет толщиной в пять-шесть футов, высыпавшихся из мешков, где они прежде хранились. За долгие годы металл слежался и выровнялся, как песок во время отлива. На монетах и под ними, зарывшись в них, как обломки крушения в песке, были чеканного серебра сёдла для слонов с бляхами кованого золота, украшенные рубинами и бирюзой. Там были паланкины и носилки для княгинь, окованные и отделанные серебром и эмалью, с нефритовыми ручками и янтарными кольцами для занавесей; там были золотые светильники с изумрудными подвесками, колыхавшимися на них; там были пятифутовые статуи давно забытых богов, серебряные, с изумрудными глазами; были кольчуги, стальные, с золотой насечкой и с бахромой из почерневшего мелкого жемчуга; там были шлемы с гребнями, усеянными рубинами цвета голубиной крови; там были лакированные щиты из панциря черепахи и кожи носорога, окованные червонным золотом, с изумрудами по краям; охапки сабель, кинжалов и охотничьих ножей с алмазными рукоятками; золотые чаши и ковши и переносные алтари, никогда не видевшие дневного света; нефритовые чаши и браслеты; кадильницы, гребни, сосуды для духов, хны и сурьмы, всё чеканного золота; множество колец для носа, обручей, перстней и поясов; пояса в семь пальцев шириной из гранёных алмазов и рубинов и деревянные шкатулки, трижды окованные железом, дерево которых распалось в прах и остались груды опалов, кошачьего глаза, сапфиров, рубинов, брильянтов, изумрудов и гранатов.
Давайте остановимся на ножах, поскольку это и есть тема сегодняшнего поста.
Какие же ножи мог заметить Маугли в сокровищнице Старой Кобры?
Наверняка там была Пхурба, или Кила - ритуальный кинжал-гвоздь, так он, кстати и переводится с санскрита.
В контексте тибетского буддизма, пхурба — ритуальный кинжал, используют для изгнания злых духов. Рукоятку кинжала с трёхгранным клинком увенчивает лошадиная голова свирепого охранительного тибетского божества Хаягривы. Пхурбу также украшают «узлами» бессмертия, головой макары — чудовища с туловищем крокодила — и сплетшимися змеями. Ритуальный кинжал используется для заклинания и истребления демонов следующим образом: заклинатели наносят им колющие удары, повторяя основную мантру «хум», материальным воплощением которой является данный кинжал.
Пхурба символизирует разрушение всех концепций и привязанности к собственному «я», а также представлений об иллюзорности реального мира. Три грани клинка отсекают три главных человеческих омрачения – гнев, привязанность и глупость. В некоторых специальных ритуалах тантрического Буддизма, пхурба используется в качестве оружия для подчинения сил, противоборствующих учению.
Другой ритуальный нож - Дригуг.
Он используется в тантрическом Буддизме, представляет из себя изогнутый нож, чьё лезвие похоже на полумесяц или имеет форму волны. Дригуг символизирует отсечение трёх корневых ядов и контроль над злыми духами. Дригуг чаще носят ламы (как символ отсечения всякого омрачения).
Крипан - традиционное оружие воинственного сословия Сикхов.
Миниатюрные крипаны мы можем видеть на тюрбанах сикхов, а ножи большего размера - на специальных поясах.
Заповеди сикхов предписывают носить крипан всем мужчинам, поэтому в ряде государств ношение кирпана для сикхов является легитимным, невзирая на наличие жестких запретов на иные типы ножей и холодного оружия.
Говоря о сикхах, нужно упомянуть и Чакру - метательный нож в виде кольца, который носился на тюрбане и метался в неприятеля, раскручиваясь на пальце или же удерживаясь рукой.
Летописи утверждают, что подготовленный воин мог метать чакру на расстояние до 80 шагов.
Банкх (или Бэнк) - кинжал с прямой рукоятью и серповидным клинком. Был распространен на всей территории Индии, хотя обычно приписывается маратхам. Рукояти изготавливались из дерева, стали и слоновой кости, а ножны – из дерева, обтянутого бархатом.
Бичва (бичхва)- кинжал с обоюдоострым клинком двойного изгиба. Такая форма клинка связана с тем, что самые первые кинжалы полностью изготавливались из рога буйвола. В переводе бичва означает «жало скорпиона». Этот кинжал был излюбленным оружием наемных убийц.
Клинки бичва имели в сечении разную форму – плоские, линзовидные, с долами, с ребрами жесткости. Иногда встречались варианты с раздвоенными клинками.
Эфес обычно снабжался дужкой и напоминал петлю. Чаще всего эфесы металлические (стальные или медные), реже – из слоновой кости. Дужки часто делались рельефными и богато украшались серебряной или золотой насечкой. Ножны – деревянные, обтянутые бархатом, с металлическим наконечником.
Бичва делались как для правшей, так и для левшей. Иногда бичва комбинировались с «тигриными когтями» баг-нах, образовывая гибридный вариант бичва-баг-нах, в котором «тигриные когти» образовывали рукоять кинжала.
Одним из самых знаменитых индийских клинков был Катар (кутар) - кинжал с прямым клинком, где гарда образовывала своеобразный наруч, а рукоять была перпендикулярна клинку.
Были и катары с раскрывающимся клинком, в котором пряталось дополнительное лезвие.
Вообще говоря, форма катаров была различна. Были катары с волнистым клинком, были с раздвоенным, наподобие змеиного языка, были изогнутые, однолезвийные и двулезвийные.
С приходом европейцев в Индию стали встречаться катары, переделанные из европейских ножей и штыков.
Более того, с приходом европейского оружия, в том числе пистолетов, появились ножи комбинированного типа, как катар ниже, совмещённый с двумя маленькими капсюльными пистолетами.
Зира бхонк – «пробиватель кольчуги». Персидский кинжал с изогнутым клинком и граненым усиленным острием. Встречался в Индии. Известны кинжалы с долами, в которых перекатывались маленькие жемчужины, символизировавшие слезы раненых, или маленькие рубины (капли крови).
Пешкабз.
Боевой кинжал, распространенный в Персии и Индии. Клинок однолезвийный, широкий у рукояти, резко сужающийся к острию. Клинок обычно либо прямой, либо изогнутый (иногда с двойным изгибом).
Довольно часто Пешкабз путают с Кардом.
Однако Кард - прямой нож, с простой рукояткой, из дерева или кости, плавно сужающийся к острию.
В отличие от Пешкабза не имел клювастого оголовья рукояти, хотя и наравне с последним, мог иметь усиленный утолщением кончик, предназначенный для пробивания достпехов.
(Кстати сказать, подобные усиленные кончики характерны также и для некоторых кавказских кинжалов)
Кард с усиленным бронебойным кончиком.
Пичангатти
Хозяйственный нож кургов с широким тяжелым однолезвийным клинком. Рукоять простая, тонкая, без гарды с массивным круглым навершием, иногда выполняемым в виде звериной или птичьей головы.
Ножны деревянные, обтянутые кожей и украшенные металлическими накладками. Кончик наконечника ножен отогнут под прямым углом. К ножнам на серебряной или золотой цепочке крепится хозяйственно-маникюрный набор – зубочистка, пинцет, шило, палочка для чистки ушей и другие мелкие предметы.
Пичангатти носили в комплекте с мечом аюдха катти – пичангатти спереди, аюдха катти сзади.
Чиланум
Индийский кинжал с обоюдоострым изогнутым, иногда двойного изгиба, клинком. У чиланума очень характерной формы рукоять – тонкая с круглым расширением в середине; гарда и навершие либо дисковидной формы, либо напоминают два выгнутых стебля; навершие обязательно имеет круглую шишечку; зачастую рукоять снабжена замкнутой душкой-эфесом. Как правило клинок и рукоять выковывались из единого куска стали.
Ханджар – арабское слово, означающее разные виды оружия в разных странах (русское слово «кинжал» тоже произошло от ханджара). В Индии ханджаром называли кинжал со слегка изогнутым (иногда с двойным изгибом) обоюдоострым клинком и рукоятью с завитком-навершием загнутым вниз. Клинки нередко изготавливались из дамасской и булатной сталей. Клинок равномерно сужается к острию, иногда имеет ребра жесткости, иногда долы.
Ханджарли (кханджарли)
Кинжал с обоюдоострым клинком двойного изгиба. По форме похож на чиланум, от которого видимо и произошел, но клинок ханджарли короче и сильнее изогнут. Рукоять прямая с грибовидным навершием. Кроме того у некоторых ханджарли рукоять снабжалась дужкой. Ножны деревянные, покрытые бархатом, часто с металлическим устьем и наконечником.
Чурра (чура, чхура)
Большой нож, распространенный среди племен населявших северо-запад Индостана и Афганистан. Длинный и широкий около рукояти клинок с прямым или слегка изогнутым обухом, постепенно сужающийся к острию. Рукоять похожа на рукоять пешкабза, но тоньше и с меньшим изгибом. Крючок-навершие загнутое книзу.
Бхудж (кути, гандаса)
Большой тяжелый однолезвийный тесак (иногда с полуторной заточкой) с длинной (до 50 см) прямой рукоятью. Бхуджем наносили мощные раскалывающие удары, поэтому его иногда называли «нож-топор». Встречалось и название «слоновый нож», связанное с тем, что в основании клинка часто изображалась голова слона (изображались там также головы других животных и демонов). Часто встречались клинки с двойным изгибом. Рукоять обычно делалась из металла (сталь, медь или бронза), реже из дерева. В торце рукояти часто прятали стилет. Встречались образцы, у которых конец рукояти делался в виде сабельного эфеса. Иногда бхудж комбинировался с капсюльным пистолетом. Нож снабжался деревянными ножнами, покрытыми бархатом. Свое происхождение бхудж ведет от одноименного местечка в Гуджарате и был распространен на территории Индии, особенно в северных регионах.
Вичарувал (вечарувал, вечеворал, верчеворал, чо катти)
Тяжелый нож-тесак с большим изогнутым серповидным клинком и длинной прямой рукоятью. Был распространен в Южной Индии.
Чхури (чури)
Небольшой хозяйственный нож, распространенный на западе и юго-западе Индии. Небольшой узкий клинок, иногда с долом. Тонкая рукоять с крючком-навершием. Ножны из дерева, обтянутые кожей или бархатом.
Внешне очень похож на распространенный севернее нож чурра (чхура), напоминая его уменьшенную копию. Вероятнее всего именно от этого ножа и ведет свое происхождение.
Халади
Раджпутский кинжал, состоящий из двух коротких клинков, закрепленных по разные стороны прямой рукояти. Клинки обычно изогнутые, хотя встречаются и прямые. Клинки снабжались деревянными ножнами, покрытыми кожей или бархатом.
Вот, вероятно, некоторые виды этих ножей и лежали в сокровищнице Затерянного Города, где белая Кобра охраняла их покой, дожидаясь "Пока не поднимут камень, и не придут жрецы с пением знакомых мне песен, и не напоят меня тёплым молоком, и не вынесут отсюда на свет".
Пост является сугубо развлекательным и никоим образом не претендует на что-либо фундаментальное.
Я приношу искреннюю благодарность форуму bladeforum.ru и конкретно его участнику под ником Vinny M, предоставившему фотографии и описание ножей.
Если пост этот кому-то понравился - буду очень рад, задачу я сегодня свою выполнил.
Если интересно - можно замутить пост по мечам Индии, там тоже есть на что посмотреть.
Искренне Ваш, fenrirvolk1984.