Исторический журнал Historia Maximum
7 постов
7 постов
6 постов
4 поста
2 поста
2 поста
4 поста
Этим фото поделился со мной один из первых подписавшихся на Пикабу. Да, это распечатка первого номера моего исторического журнала. Тогда я писал ещё только о бронзовом веке.
Эта тема создана для быстрой навигации по архиву цифровых исторических журналов ВЕК БРОНЗЫ и Historia Maximum.
Historia Maximum (нет, это не ошибка, а мой давний псевдоним) - это я, Максим Ферапонтов. Всё что Вы видите в каждом из выпусков журнала найдено, отредактировано и написано мной. Здесь я рассказываю пикабутянам немного подробнее об этом.
Поскольку проект зародился на Пикабу практически спонтанно, первые номера журнала ВЕК БРОНЗЫ имеют некоторые проблемы с визуальной составляющей. Я старался и стараюсь сделать каждый следующий выпуск лучше предшествующего: вникал в комментарии, смотрел обучающие видео и искал вдохновляющие образцы. Положительная реакция специалистов некоторых книжных издательств и читателей даёт мне надежду, что я не безнадёжен.
Что касается текстов, то приоритетом всегда была академичность при максимальной доступности и наглядности. Я стараюсь следовать усредненному мнению научного сообщества и не спешить с выводами. К сожалению, сфера моей компетенции ограничена периодом с возникновения ранних цивилизаций до начала Нового времени. В этих рамках и пишу.
Надеюсь, что Вам понравится. Приятного чтения!
ㅤ
В середине 1960-х годов к профессор археологии палеолита в Музее Пибоди Гарвардского университета в США Александру Маршаку обратилась семья из Австралии, пожелавшая остаться анонимной. Они привезли эту резную скульптуру в Нью-Йорк для изучения.
По их словам артефакт был найден их чешскими предками в 1890-х годах на поле возле Долни-Вестонице, и затем, по неясным причинам, хранился в семье более 70 лет.
Его первоначальный микроскопический анализ показал, что "голова мужчины" была сломана в нескольких местах, склеена и покрыта защитным покрытием. Владельцы сказали Маршаку, что изделие было окунуто в конский клей для сохранности.
Многие канавки имели насечки и меняли конфигурацию по мере изгиба линии. Стальной инструмент не смог бы создать такие узоры. Некоторые штрихи были покрыты коркой песка и минералов. Естественные трещины, также заполненные минералами, пересекали выгравированные линии.
Нижняя часть была отпилена от бивня лезвием с мелкими зубьями, аналог которого есть среди орудий из Дольни-Вестонице. Однако артефакт никогда не исследовался профессиональными трасология.
Особую проблему представляли ноздри и глаза. Похоже, в какой-то момент, их почистили и даже вырезали заново, а затем покрыли парафином. Выступающая бровь похожа на череп т.н. "Шамана из Брно", найденный в Чехии в 1891 году.
Дифракция рентгеновских лучей в музее Пибоди выявила наличие оксидов железа, которые придают артефакту красновато-коричневую окраску, и фторапатита, образовавшегося в результате обмен между слоновой костью и минералами в почве. Оба предполагают длительное захоронение бивня в земле.
Тогда же стало известно, что в конце 1940-х годов в Британский музей уже обращались некие лица, которые просили подтвердить подлинность очень похожего артефакта. Однако владельцы забрали его до начала серьёзных исследований, сославшись на переезд в Австралию.
Чтобы решить вопрос с исторической ценностью, нужно было датировать слоновую кость и, что более важно, саму резьбу. От датирования с помощью радиоуглеродного анализа отказались, поскольку оно бы потребовало значительного физического вмешательства.
Зато спектральный анализ альфа-частиц (небольшого фрагмента) для обнаружения радиоактивных элементов, обнаружил уран в удивительных количествах. Еще более поразительными были высокие содержания радия и других радиоактивных продуктов распада урана. Это было похоже на почву в районе Дольни-Вестонице. В конечном счёте спектральный анализ показал, что поверхности слоновой кости может быть около 26 000 лет.
По словам Маршака, его команда подтверждает подлинность ... материала, но не артефакта. Октябрьский номер за 1988 год авторитетного журнала National Geographic размещает статью Маршака, в которой изложены все имеющиеся факты, затем артефакт исчезает из поля зрения.
На сайте музея Пибоди есть лишь эта страничка . Он просто пропал, чтобы уже в наше время начать новую жизнь в интернете, как самое раннее портретное изображение человека. При этом реакция научного сообщества на всю эту историю довольно вялая: нет артефакта - нечего обсуждать.
Здравствуйте! Я Максим Ферапонтов. Благодаря идее моего коллеги с псевдонимом Ecclesiastus, и добрым людям, которые поддержали начинание плюсиками, комментариями, подпиской и донатами, я представляю Вашему вниманию новую работу «Коренные народы Сибири: Якуты».
Якуты (самоназвание на якутском — саха, мн. ч. сахалар, старинное — уранхай ) — коренной народ Восточной Сибири тюркской языковой группы в России. Являются преобладающим народом в Республике Саха́ (Яку́тия), составляя 49,9% населения этой территориальной единицы, и самым крупным из коренных народов Сибири в границах Российской Федерации.
Огромная территория (3 млн кв. км, 18% площади РФ) и небольшое число жителей, длинная холодная зима (до -68 °С) и короткое лето (до +38 °С), зависимость экономики от добычи многочисленных ресурсов определяли и определяют суровое прошлое и настоящее региона.
Во времена Чингисхана предки якутов пришли на берега Лены, Алдана и Вилюя из области озера Байкал. Здесь они частично ассимилировали, а частично вытеснили местные народы эвенков и юкагиров.
Благодаря успехам в адаптации производящего хозяйства к холодам, якуты не просто выжили, но и стали самым многочисленным и успешным народом Сибири (ок. 500 тыс. человек в 2021 г.). От времён легендарных родоначальников Омогой Бая и Эллэй Боотура, сахалар прошли длинный путь сложного взаимодействия со средой и соседями, пока их история не переплелась с историей других народов многонационального российского государства.
ЗАБРАТЬ ФАЙЛ (в формате PDF):
1 - 15 из 31 страницы
16 - 31 из 31 страницы
Первая часть (об эвенках) ЗДЕСЬ
Магу (китайский: 麻姑, лит. «Конопляная дева», связь с коноплей не ясна) - легендарная даосская «бессмертная» (仙, сянь) в Китае. Её образ связан с эликсиром жизни. В китайской мифологии считается покровительницей женщин.
Даосизм - это особенная китайская философия и религия, которая делает акцент на жизни в гармонии с Дао (кит. - путь, дорога и техника). Общей целью даосской практики является самосовершенствование, приводящее к более глубокому пониманию Дао и, следовательно, к более гармоничному существованию. Желательные добродетели - это непринужденность действий, естественность или спонтанность, простота, а также «три сокровища» - сострадание, бережливость и смирение. Даосизм запутан и внутренне противоречив.
Сянь - в китайском даосизме бессмертный, достигший божественности благодаря преданности даосским практикам и учениям. Ранние даосские мудрецы, включая Чжуан-цзы, возможно, аллегорически упоминали бессмертных существ с магическими способностями; некоторые последователи интерпретировали эти ссылки буквально и посвятили себя открытию «лекарства бессмертия» и продлению своей жизни с помощью контроля дыхания, йогаподобных упражнений, и диеты.
Считалось, что адепты этих практик достигают физического бессмертия и попадают в небесные сферы, недоступные духам простых смертных. Стремление к этому состоянию породило обширный корпус даосских алхимических и других эзотерических техник и преданий.
У каждой династии есть свой стиль рисовки «Конопляной девы». Однако, хотя на вид юна, она полна достоинства, а её одежда великолепна: Она выглядела красивой женщиной лет восемнадцати или девятнадцати; волосы ее были уложены, и несколько свободных прядей свисали до талии. На ее платье был разноцветный узор, но оно не было тканым; оно мерцало, ослепляя глаза, и было неописуемо – оно было не от мира сего («Традиции божественной трансцендентности» история о Ван Юане (146–168 гг. н.э.)).
Бессмертная дева с корзиной цветов или персиков может почтить своим присутствием день рождения благородной дамы или сельской девушки и подарить изумительное вино. Часто изображалась в сопровождении пятнистых оленей и журавлей.
Первоначально картина (тушь и краски на бумаге, свиток на подвесе) приписывалась Ма Хэчжи (馬和之; фл. 1131-1189) из династии Сун. Однако Национальный дворцовый музей утверждает, что стиль живописи указывает на то, что эта работа может относиться к более позднему периоду династии Мин или началу династии Цинь, но на ней есть печати - возможно, поддельные - династий Юань и Мин.
ㅤ
Магу, Конопляная дева, изображена здесь в виде молодой девушки примерно 18 или 19 лет, с тонкими пальцами с длинными ногтями, похожими на птичьи когти, и волосами, завязанными в пучок с несколькими ниспадающими прядями.
ㅤ
Она несет бутылочки-тыквины и корзину с грибами и цветами, что ассоциируется с удачей, долголетием и благоприятными обстоятельствами.
ㅤ
В любом случае молодая и красивая девушка с грибами и вином очень полезная гостья!
Что может лучше продемонстрировать доблесть воина, чем его собственный меч? Личный предмет, тесно переплетенный с личностью его владельца, на протяжении всей истории он использовался в различных культурах как символ власти, престижа и боевых навыков.
На крутом склоне горы Олимп на высоте 1100 метров над уровнем моря недалеко от деревни Агиос Димитриос в греческой Македонии расположено древнее кладбище времён позднего бронзового века (кон. XIII – нач. XII вв. до н.э.) под названием Спатес. Из 34 погребений исследованы лишь несколько. Здесь в облицованной плитами гробнице под номером 8 был были похоронены два человека.
Один, вероятно, мужчина, был найден в слегка согнутом положении головой на юг, а другой, вероятно, женщина, был расположен в противоположной ориентации. Куча костей в углу гробницы связана с перезахоронением более ранних останков. Такая практика помещения нескольких умерших в одну могилу являлась тогда общепринятой и, вероятно, отражает семейные узы.
Под правым предплечьем мужчины лежал бронзовый меч, а рядом с его левым плечом — бронзовый наконечник копья. Помимо оружия, покойного сопровождали три сосуда микенского типа (два из алебастра и керамический) и флакончик для духов местного производства. На пальцах он носил два золотых кольца, а в области груди были найдены семь гравированных каменных печатей из стеатита и несколько бусин ожерелья. Большая часть бус была изготовлена из янтаря — материала, привозимого из Прибалтики. Столь же богатые подношения были сделаны и второму человеку в гробнице.
Меч состоит из клинка копьевидной формы с центральным ребром, отлитого из бронзы как единое целое с рукоятью. Два «рога» между клинком и рукоятью защищали руку воина, а серповидный упор на конце рукояти обеспечивал лучший захват меча. Поверхность рукояти покрыта костяными накладками, прикрепленными к мечу заклепками. Навершие также из слоновой кости. Сохранились фрагменты деревянных ножен, в которые был вложен меч.
Морфологически меч соответствует типу G или иначе т.н. рогатому, известному по находкам Микенского акрополя, а также с Крита, Итаки и Аттики. Он датирован позднеэлладским периодом III A2 (1390/1370–1330/1315 до н.э.). Его присутствие в гробнице №8, наряду с другими предметами микенского стиля или происхождения, такими как печати, керамические сосуды, янтарные бусы и бронзовый наконечник копья, подчеркивает важную роль, которую умерший играл в местном сообществе на окраине микенского мира.
Среди всего погребального инвентаря именно меч выделяется как наиболее эффектное и мощное средство выражения высшей добродетели умершего, предположительно военной доблести. Хотелось бы заявить, что на протяжении всей жизни хозяина меч неоднократно сохранял ему жизнь, сея смерть его врагам, а затем, выполнив свою миссию, меч в итоге вечно сопровождал его в загробном мире. На самом деле мы этого не знаем и оружие может фиксировать элитный статус вполне мирного человека.
Увидеть артефакт можно в постоянной экспозиции доисторической Македонии Археологического музея Салоник, в витрине 19.
Максим Ферапонтов для Historia Maximum
Хопеш, также известный как серповидный меч, представляет собой изогнутый рубящий однолезвийный меч, родом из Ближнего Востока. Самый ранний вариант изображён на шумерском т.н. "Штандарте из Ура" 2600-2500 гг. до н.э. Характерную классическую формы принял в эпоху поздней бронзы, после 1600 г. до н. э., и вышел из употребления после 1200 г. до н. э.
Ассоциируется главным образом с армией Древнего Египта периода Нового царства. Египетский термин «хпш» намекал на сходство с передней ногой коровы или быка, а также на то, что это была «могучая рука» его владельца.
Как часть более передового комплекса вооружения был заимствован египтянами у гиксосов (вместе с колесницами и чешуйчатыми панцирями). Имеется несколько экземпляров периода фараонов-гиксосов из Нижнего Египта 1650-1550 гг. до н.э. Один из них, меч из восточной дельты Нила, имеет рукоять с выступом вместо хвостовика и напоминает то, что мы могли бы назвать собственно хопешем позднего бронзового века.
Известно около 20 серповидных мечей поздней бронзы (Новое царство). Большинство из них происходят из неустановленного контекста, за исключением двух мечей из гробницы Тутанхамона, меча с надписью имени Рамсеса II и меча из захоронения в Гезере (ныне хранящегося в Музее Altorientalischen Kulturen, Стамбул). Остальные датируются по сходству с этими экземплярами. Немецкий археолог Карола Фогель разработала самую совершенную типологию.
Мы точно знаем, что не все воины носили такое сложное в изготовлении оружие, так что, возможно, их носили офицеры или использовали особые отряды. К примеру, на сцене из египетского храма в Дейр-эль-Бахари, ок. 1480 г. до н. э., изображен возможный офицер с хопешом, копьем и щитом.
Хопеш, несомненно, использовался для рубящих и реже колющих ударов в пылу битвы, но, вероятно, его также использовали после кровавых битв. Египтяне и их ханаанские враги регулярно отрезали головы, руки и пенисы убитым врагам, чтобы задокументировать число убитых и получить награду. Так на печати из Минет-эль-Бейды изображен сирийский воин с хопешом в правой руке и отрубленной головой врага на копье в левой руке.
Период между IV и III тыс. до н.э. в Месопотамии известен как начало блестящей эпохи Шумера. Археологическую культуру этого времени относят к самому началу раннего бронзового века, и называют Урукским периодом или Уруком. Самым крупным и важным местом в Южном Междуречье тогда был шумерский протогородской центр Унуг, который аккадцы называли Уруком.
Это было время первого расцвета цивилизации в области Плодородного полумесяца на территории современных Ирака и Сирии. Тогда самые ранние города, такие как Урук на юге, Телль-Брак и Хамукар на севере, превратились в первые мегаполисы мира.
В этот период хозяйство сильно усложняется. Теперь нужно не только производить продукты, но и хранить и распределять их. Структура управления замыкается на храме и получает персонифицированную вершину в лице правителя - так называемого Царя-Жреца.
Этот человек еще не может оставить свой личный след в истории посредством несовершенной письменности, предметов быта или культа,
но уже пропагандирует саму концепцию особой компетенции мудрого вождя, заботливого пастыря и могучего победоносного воина.
Недолговечные, но доступные шумерам глина и тростник не смогли сохранить до наших дней крупные формы произведений искусства.
Поэтому мы вынуждены изучать историю раннего Шумера на основе мелких прочных артефактов, как каменные штампы и цилиндрические печати.
Изображение на печати не только удостоверяло личность, статус и полномочия, но и демонстрировало кем ощущал себя её владелец.
На одной печати из Урука, изображен Царь-Жрец с копьем в вытянутой руке, что, предположительно, является символом власти.
На другой подобной печати - воины, которые держат оружие и угрожают связанным обнаженным мужчинам перед лицом Царя-Жреца.
Вся сцена на первом оттиске подчеркивает беспомощность связанных людей, расчеловечивает и лишает этих несчастных идентичности.
Второй артефакт демонстрирует триумф торжествующих победителей над пленниками. Не исключено, что мы видим расправу над врагами.
Обе печати могли принадлежать верховным жрецам, их приближённым или чиновникам, которые централизованно руководили трудом рабов.
В любом случае, артефакты показывают насилие как важный атрибут зарождающегося государства, а правителя как лидера управляющего этим насилием.
Также сделал небольшое видео. История может простой, понятной и наглядной:
При создании были использованы фрагменты карты Средиземноморья периода Пунических войн работы Хоакима Мореля и переведённые в вектор и отреставрированные арты Анжело Раффаэле Тодаро (род. 1945 г., автор популярных в 1960х-1970х комиксов).
Сегодня мне исполнилось 45 лет и я делаю Вам этот небольшой подарок.
Будьте, как Рим, стойкими, и сражайтесь до края своих возможностей! Кто знает, может быть нужно продержаться ещё немного, а Вы в шаге от победы.